17.08.2016
Высокие энергетические свойства
фреона R-600a позволили сократить количество заправляемого холодильного агента примерно на 60% (если сравнивать с R-12). Причем, совместно с нормой заправки существенно понижается и требуемое количество заправочных допусков. А это значит, что холодильный агрегат необходимо заправлять R-600a с особенной тщательностью. Так, нормой заправки бытового холодильника серии KTR модели 1570 от "Bosch" считается 22±1 г.
Свойства и характеристики R-600a (изобутана)
Химическая формула — С4Н10 или СН(СН3)3.
Долгое время изобутан не пользовался колоссальным спросом. В нем просто не было острой необходимости, поэтому он производился в ограниченных количествах. На данный момент картина кардинально изменилась. Данное химическое соединение считается одним из наиболее популярных
фреонов. Почему так происходит? Дело в том, что с момента первого использования хладагента изменились технологии его применения. Это помогло понизить заправочную дозу фреона (а, значит, и пределы допустимой концентрации) и улучшить технические возможности БХП (бытовых холодильных приборов), в частности, их энергопотребление.
Ныне производить изобутан по силам каждому нефтеперерабатывающему заводу. Активизации применения изобутана в холодильной технике существенно поспособствовали и нормативные документы, принятые в 2002 году. Они регламентируют применение этого фреона. По итогам 2005 г. около 10% всех БХП в мире и более 35% бытовых холодильных приборов в Европе работали на R-600 a.
Однако, важно помнить и о том, что помимо достоинств, фреон R600a обладает и существенным недостатком — взрывоопасность, что накладывает некоторые ограничения на работу с ним.
Заграницей изобутан стал массово использоваться как хладагент бытовых холодильников с 90-х годов прошлого века.
Одними из первых бытовых холодильных приборов в странах СНГ, что в качестве хладагента использовали изобутан, стали холодильники НОРД.
Особенность систем на R600a заключается в том, что они, ввиду выгодных свойств хладагента, больше не взирают на существующие модели, а разрабатываются только на новые изделия. Параметры фреонов, применявшихся ранее, сильно отличаются от свойств и характеристик изобутана — их современной альтернативы.
По сравнению с другими фреонами, R600a присущи такие достоинства и недостатки
ДОСТОИНСТВА ИЗОБУТАНА:
• экологические преимущества;
• отсутствие синтетических компонентов в составе;
• бытовые холодильные приборы обладают уменьшенным уровнем шума;
• не обладает свойством разрушения озонового слоя (нулевой коэффициент ODP);
• GWP = 0,001 — низкий потенциал воздействия на парниковый эффект.
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА:
• более высокий холодильный коэффициент (по сравнению с R-12), что уменьшает показатели энергопотребления БХП;
• пропанбутановые и изобутановые смеси (они же углеводороды) могут применяться в существующих конструкциях нынешних компрессоров.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА:
• устойчивый газ: обеспечивает срок службы в БХП не менее 20 лет;
• представляет собой чистое (простое) вещество;
• в минеральном масле хорошо растворяется;
• может использоваться в смесевых хладагентах, а значит, автоматически упрощает процесс ретрофита системы;
• проблему повышенной пожарной опасности в современных конструкциях решили за счет уменьшения дозы заправки до объемов, что практически не способны привести к пожару.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА:
• при использовании изобутана масса хладагента, который циркулирует в холодильном агрегате, может быть значительно меньшей;
• существуют заводы по выпуску R600a товарного количества;
• наиболее экономичные бытовые холодильники (класс энергопотребления А+ и А++) функционируют на R-600a.
НЕДОСТАТКИ:
• минимальная растворимость в воде;
• не вступает в химические реакции с водой;
• низкая удельная холодопроизводительность;
• не позволяет произвести ретрофит оборудования без изменений в конструкции БХП;
• газ без запаха и цвета, что усложняет его обнаружение;
• при скоплении внутри помещений способен вызывать удушье (асфиксию);
• взрывоопасен: заправка R600a производиться только специалистами сервисных центров, что прошли специальную подготовку;
• придется использовать принципиально новый парк дорогостоящего ремонтного и эксплуатационного оборудования.
Тонкости заправки хладагента R600a
Для заправки R-600a нужна заправочная станция, которая будет предназначена специально для данного хладагента, и потому, сможет обеспечить точную дозировку фреона в холодильный агрегат. Для обеспечения всех требования достаточно взять стандартные комплектующие, комплект которых позволит работать в контуре охлаждения R-600 a (а это мановакуумметр, масляный вакуумный насос, электронные весы, выпускной вентиль, шланг с вентилем и шланг). Обычно R-600a заправляется в стандартные, специальные гильзы баллончика. Для обеспечения абсолютно точной заправки, количество фреона в баллончике уменьшают до требуемого количества.
Дозировка R-600 a осуществляется так: сперва баллончик взвешивают (обязательно предварительно проверьте точность весов). Чаще всего масса баллончика составляет где-то 30,3±0,5 г, объем хладагента в нем - 54,5 г. После взвешивают на весах выпускной вентиль (масса — 65,4 г.), что позволяет определить общую массу баллона с накрученным вентилем. Соблюдая норму заправки фреона 22±1 г выпускают из баллончика хладагент в количестве 31,5 г, приоткрыв выпускной вентиль. R-600a не вредит окружающей среде, поэтому можно спокойно выпускать лишний фреон на улице.
Удаление хладагента совершается при открытых вентилях манометрического коллектора с обеих сторон — нагнетательной и всасывающей. При этом нужно обязательно наклонить агрегат. Это позволит избежать закупориваний в нагнетательной линии. Процедура удаления фреона занимает обычно 10 минут. Также при этом принято заменять и фильтр-осушитель.
Удалению подлежит только часть хладагента, находящаяся под избыточным давлением.